"Использование мнемонических приемов при изучении биологии"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 209
Презентация ""Использование мнемонических приемов при изучении биологии"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Использование мнемонических приемов
при изучении биологии»
РМО учителей биологии
Составитель:Губеева М.Х учитель биологии МБОУ марийская гимназия им. Я. Ялкайна с. Чураево
Способы запоминания
Рациональный (логический)
«понял-запомнил»
Эффективный
Мнемотехника самый
интересный наиболее тренируемый дополняет другие способы
Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
При использовании этого приема запоминания важно знать, что:
1. Запоминанию мешает отсутствие интереса. Выдаваемая информация должна эмоционально возбуждать. Используемые образы должны быть яркими и веселыми.
2. Подбирая образы, опираться на жизненный опыт учащихся.
3. Наиболее прочна память, основанная на необычных действиях.
Тема «Строение клетки». Связь строения и функций митохондрий.
Какое значение имеет складчатая внутренняя мембрана органоида? Сравниваем две модели юбок. На какую модель больше пойдет ткани?
Значит и складчатость внутренней мембраны обеспечивает увеличение площади ее поверхности
На вводных уроках общей биологии говорим о природных системах разных уровней. Каждая из систем является составной частью следующей. Таким образом, природа устроена по принципу «матрешки».
Синтез белка происходит в рибосоме клетки, куда поступает информация о белке в виде И-РНК. Синтез белка может происходить с помощью полисомы. Что это такое легко запомнить, посмотрев на бусы. Полисома – это группа рибосом, нанизанных на одну молекулу и-РНК
Одной из сложных и важных реакций, идущих в клетке, является самоудвоение (репликация) ДНК. Это целая цепь реакций, начинающихся с разрыва водородных связей между двумя цепями ДНК. Последовательность реакций можно показать с использованием двух застежек-молний
Так например в 10 классе по теме «Деление клетки», как запомнить последовательность фаз митоза
Профаза
Метафаза
Анафаза
Телофаза
Папа
Мама
Аня
Толя
Стадии профазы мейоза I:
(Липецкий Завод Пусковых Двигателей Дважды)
Л – лептотена (завершение репликации ДНК)
З – зиготена(конъюгация гомологичных хромосом)
П – пахитена (кроссинговер)
Д- диплотена (выявление хиазм)
Д – диакинез (терминализация хиазм).
Таксоны растений:
Цирк - огромный купол пестрый,
Словно радугой вознёсся.
Ц – царство, О – отдел, К – класс, П – порядок, С- семейство, Р – род,
В – вид.
Систематика животных
Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство,
Род, Вид.
Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется или
Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой
Рыбки Верткой:
Я дам тебе венчика лепестки.
язычковый, двугубый, трубчатый, воронковидный, ложноязычковый.
Слова второй строчки начинаются на те же буквы, что и названия типов цветка:
Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (Лимпопо) или (эсминец – военный корабль), смогут восстановить в памяти типы тканей.
Ткани.
Растительные ткани
Лист
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную ткани
Ткани животных
Эпителиальная
Соединительная
Мышечная
И
Нервная ткань
Единое
Целое
12 пар черепно - мозговых нервов.
Охранять здоровье граждан,
(Их) болезненное тело,
Облегчать людскую стражду –
Явно благостное дело. Начинаем с первой пары нервов и далее: обонятельный (I), зрительный (II), глазодвигательный (III), блоковый (IV), тройничный (V), отводящий (VI), лицевой (VII), слуховой, (VIII), языкоглоточный (IX), блуждающий (X), добавочный (XI). Не вошла в стихотворение XII пара нервов - подъязычный.
Обломов Обонятельный
Знает Зрительный
Где Глазодвигательный
Была Блоковый
Татьяна Тройничный
Он Отводящий глаз
Летит Лицевой
Стрелой Слуховой
Язык Языкоглоточный
Болтается Блуждающий
До Добавочный
Пят Подъязычный
Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
Чтобы учащиеся не путали комплементарные азотистые основания, им можно предложить для запоминания пары слов:
Ананас – Тарелка
Цыпленок – Гнездо.
(Ананас на тарелке, цыпленок в гнезде). А–Т Ц–Г.
Функции белков
Начало каждого слова соответствует определенной функции белков:
Каталитическая,
Двигательная,
Дыхательная,
Транспортная,
Защитная,
Строительная,
Сигнальная Энергетическая
Каждая
Девушка
Должна
Точно
Знать
Свой
Седьмой
Этаж
Бинарную номенклатуру предложил:
А)Ч. Дарвин . б) К. Линней. В) Ж.Б.Ламарк. г) С.С Четвериков.
Прием ассоциации «бинарность», в наиболее общем понимании, означает «два», в фамилии ученого - две буквы «н» подряд: ЛиННей.
Например, палеозойская эра делится на 6 периодов, это КОСДКП:
К– кембрий
О – ордовик
С – силур
Д – девон
К– карбон
П – пермь
Периоды мезозойской эры – ТЮМ: ты юра мал
Т –триас
Ю – юр
М – мел.
Катархей Архей Протерозой Палеозой Мезозой Кайнозой
1. вариант
А
Потом
Появился
Мир
Кайнозойский
2. вариант
Ароматный
Пряник
Положила
Мама
Коле