ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 159
Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ЧЕРЕЗ РАБОТУ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МОУ «Гадалейская СОШ»
Трач М.Г., учитель английского языка
Текст – это основная единица коммуникации, способ хранения и передачи информации, форма существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида. Текст – это образец реального использования языковых единиц. Он оказывается единственным источником знаний обучаемых в области лексико-грамматической организации иностранного языка. (В.П. Белянин)
Все тексты, с которыми нам приходится встречаться в жизни, можно разделить на два вида: сплошные (линейные) и несплошные (нелинейные).
Таким образом, несплошной текст (нелинейный) – это текст, в котором информация может быть представлена как вербально, так и невербально.
Виды несплошных текстов
В качестве невербального элемента могут быть разные знаково-символические средства:
— таблицы;
— графики;
— диаграммы;
- рекламные проспекты, брошюры;
— информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
— расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
— сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
— призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
— комиксы.
Работа с несплошными текстами предполагает наличие следующих умений:
— различать сплошные и несплошные тексты,
— извлекать информацию из несплошных текстов,
— трансформировать информацию из сплошного текста в
несплошной и наоборот,
— самостоятельно создавать несплошные тексты,
— оценивать полученную информацию.
Задачи:
извлечение как можно большего количества фактической информации из конкретного вида несплошного текста (таблицы, карты, схемы, брошюры, диаграммы и т.д.) и ее переработка в сплошной устный или письменный текст.
Алгоритм работы с нелинейным текстом:
Чтение текста
Понимание содержания (смысла) текста:
а) распознавание элементов текста;
б) установление связей и (или) отношений между элементами текста;
в) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного восприятия текста
а) понимание содержания отдельных элементов текста и в связке с другими;
б) понимание смысла всего текста;
в) анализ нелинейного текста поэлементно (при необходимости) и в целом;
г) критическое осмысление содержания (смысла) текста;
д) установление достоверности содержания (при необходимости);
е) формулирование собственного отношения к содержанию текста.
Алгоритм работы с нелинейным текстом:
Интерпретация текста:
Преобразование текста:
а) устная интерпретация;
б) письменная интерпретация (способы передачи содержания нелинейных текстов в устной и письменной формах);
в) медиация текста (при обучении иностранным языкам).
а) преобразование текста или отдельных его элементов в линейный текст;
б) преобразование текста в другой нелинейный текст;
в) создание собственного нелинейного текста.
Задание:
1. Извлечь информацию из сплошного текста.(письмо-заявка об устройстве на работу)
2. Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной- заполнить таблицу-найти соответствующие реплики, соответствующие формальному стилю делового письма.
3. Составить на основе данной таблицы сплошной текст-письмо потенциальному работодателю.
4. Оценить полученную информацию.
Резюме
1. Является ли данный текст сплошным или несплошным.
2. Какой перед вами вид несплошного текста? Как вы это определили?
3. Какие у вас предположения относительно содержания текста?
4. Выделите ключевые слова, идеи.
5. Дополните данную таблицу недостающими данными.
6. Составьте подобную таблицу (резюме) с вашими данными.
Информационные листы . Каталоги.
Работа с изображениями .
Что вы видите на картинке?
На какую сумму здесь изображено монет?
Что вы можете купить на эту сумму?
Расскажите, что вы бы хотели купить и какие монеты A-F вам для покупки нужны?
Буклет/Брошюра.
1. Является ли данный текст сплошным или несплошным.
2. Какой перед вами вид несплошного текста? Как вы это определили?
3. Какие у вас предположения относительно содержания текста?
4. Выделите ключевые слова, идеи.
5. Куда предлагают съездить?
6. Какие достопримечательности можно в тех местах посмотреть?
7.Какие развлечения предлагаются?
8. Как можно связаться с организацией, предлагающей данные туры?
9. Составьте рассказ, куда вы хотите поехать и что вы там будете делать.
Диаграммы. Графики.
1. Какой перед вами вид несплошного текста? Как вы это определили? Какие у вас предположения относительно содержания текста?
2. Выделите ключевые слова, идеи.
3. Сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста.
5. Какой тип диаграмм лучше подходит для сравнения вещей?
6.какой график перед вами находится и какую информацию он предоставляет;
7. Почему третья диаграмма называется «пай чарт»?
8. Составить график на любую школьную тему.
Схемы
1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами?
(анкета, билет, таблица, схема, карта, рисунок и тд.)
2.Как бы вы назвали этот текст?
3.Предположите, о чем будет идти речь в тексте исходя из названия.
4.Извлеките явную информацию.
5. Сколько линий метро изображено на схеме?
6. Как проехать до Большого Театра, парка Горького, Ботанического сада?
Знаки
1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами?
(анкета, билет, таблица, знак, схема, карта, рисунок и тд.)
2. Эти знаки разрешают или запрещают действие? Как вы это поняли?
3. В каких местах можно увидеть эти знаки?
4. Что помогло вам понять содержание этих знаков?
5. Сформулируйте правило о том, как построить предложение, содержащее запрет.
Информационный объект. Меню.
1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами?
(анкета, билет, таблица, знак, схема, карта, рисунок и тд.)
2. Где вы можете увидеть такой текст?
3. На какие 4 группы разделён этот текст?
4. Есть ли блюда для сладкоежек и любителей рыбы?
5. Что можно заказать для детей?
6. У вас есть 30 фунтов. Расскажите, что бы вы заказали из салатов, основных блюд, на десерт и напитков на эту сумму?
Таблицы
1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами?
(анкета, билет, таблица, знак, схема, карта, рисунок и тд.)
2. Какие у вас предположения относительно содержания текста?
3. Какое время представлено в этой таблице?
4. Какое окончание получает основной глагол в этом времени?
5. Какой вспомогательный глагол нужен для образования вопросительной и отрицательной форм простого прошедшего времени?
6. Какие указатели времени употребляются в этом времени?
7. Какие 2 формы имеет в прошедшем времени глагол «быть, являться»?
8. Сформулируйте правило на основе этой таблицы.
Инструкция
1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами?
(анкета, билет, таблица, инструкция, схема, карта, рисунок и тд.)
2.Предположите, о чем будет идти речь в тексте исходя из названия.
3.Извлеките явную информацию.
4. Расскажите, что вам нужно для работы и как вы будете делать игрушку из носка.
Проектные задания не обходятся без несплошных текстов, когда нужно выяснить какую-то информацию , собрать, представить ее в виде таблицы или рисунка. И не только составить сплошной текст, но и диаграмму или график. Здесь ученики сами создают графики, таблицы и лучше запоминают информацию, так как объясняют ее сами. Еще один вариант: дети составляют кластер или схему, разбивают их на темы и группируют информацию, но информацию получают из текста.
Задание:
1. Дополните данную графическую схему по странам Великобритании информацией из текста.
2. По схеме расскажите об устройстве Великобритании.
3. Составьте подобную схему о нашей стране и расскажите о ней.
Таблица
1. Является ли данный текст сплошным или несплошным?
2. Какой перед вами вид несплошного текста?
3. О чём этот текст?
4. Выделите ключевые слова, идеи.
5. Таблица чьих размеров представлена здесь?
6. Для какого вида одежды?
7. Совпадает ли ваш российский размер одежды с британским?
8. Если бы вы приехали в Британию, то одежду какого размера вы бы покупали для себя?
Рисунок.
1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами?
( схема, карта, рисунок и тд.)
2.Как бы вы назвали этот текст?
3.Предположите, о чем будет идти речь в тексте исходя из названия.
4.Извлеките явную информацию.
а) какие продукты изображены на первой, второй, третьей, четвёртой ступенях?
б) Что вы знаете об этих продуктах? Чем они богаты?
в) Для чего нужны эти продукты?
г) Будет ли питание сбалансированным, если не есть какой-нибудь из этих продуктов? Не разрушится ли пирамида?
Высший уровень читательской грамотности – это извлечение информации из несплошных текстов. Это важно и потому, что любой профессионально успешный человек должен уметь эффективно работать с текстами разного типа. Информация каждый день обновляется и поэтому для эффективной ее обработки специалист должен уметь быстро и правильно находить полезную для себя информацию, интерпретировать ее, а также применять полученные знания на практике.
Памятка
Является ли данный текст сплошным или несплошным.
Какой перед вами вид несплошного текста, как вы это определили?
О чём этот текст?
Выделите ключевые слова и идеи.
Озаглавьте его.
Составьте на основе данного несплошного текста сплошной (устный или письменный).
Сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста.
Представьте информацию из данного сплошного текста в форме таблицы: определите количество столбцов, строк, озаглавьте их.
Представьте текст правила (определения) в форме схемы, опорного конспекта и т.д.
Преобразуйте несплошной текст в другой вид несплошных текстов: перевод рисунка в таблицу, диаграмму в схему и т.д.
Самостоятельно составьте различные виды несплошных текстов:
А) дополните данную таблицу или другой несплошной текст недотающими даными;
Б) выделите новую информацию из сплошного текста и определите ключевые слова;
В) расширьте данные несплошной текст за счёт новой информации.