Развитие мирового хозяйства, усиление процессов глобализации поставили Россию перед дилеммой: провести модернизацию национальной экономики или оставаться на обочине исторического процесса. 11 февраля 2010 г. в Томске Президент РФ Д. Медведев обозначил пять направлений развития: энергоэффективность, ядерная энергетика, космос, медицина и информационные технологии. Провозглашенный Президентом политический курс России на модернизацию вызвал дискуссию в обществе, показывая отсутствие единого понимания как самой сути модернизации, так и путей и способов ее проведения.
К сожалению, реформы по модернизации предполагается провести по тем же стереотипам, что и преобразования, осуществленные в нашей стране в прошлом. Уместно вспомнить, что Дж. Стиглиц считает это обстоятельство главным недостатком российских реформ как будто для их успеха достаточно следовать другим учебникам, используя ту же методологию насильственного построения «нового общества» По его мнению, это также показывает нашу зависимость от базового заблуждения коммунистической идеологии «романтического представления о возможности переделать человеческую природу за короткое время»Фуллбрайт Дж.У. Самонадеянность силы. М., Международные отношения, 1967. С. 47..
Как показывает мировая практика, скоротечные кампании проведения модернизации «сверху», когда только «кулак государства» заменяет «невидимую руку рынка», невозможны. Исторический опыт России и СССР свидетельствует о том, что для модернизации недостаточно лишь создание суперкомпьютеров, государственных корпораций, обособленных национальных проектов и т.д. Более того, у нас модернизация удалась лишь в отраслях с наименьшим влиянием государства, примером тому служит сотовая связь или торговля. В то же время проведение масштабной модернизации всей экономики невозможно без участия государства. В связи с этим следует уточнить, что для успешной модернизации «сверху», помимо остального, требуются экономическая заинтересованность и активность отраслевого бизнеса и всех слоев общества, которые могут возникнуть лишь в результате институциональных реформ.
Модернизация во все времена инициируется частью элиты, однако она же справедливо усматривает в модернизации опасность утраты своей власти и преференцийСм. интервью Суркова Ведомости: газ. 2010. 15.02, 26 (2544); а также высказывания И. Шувалова на VII Красноярском форуме 2010 г. и всячески сопротивляется ее проведению. В этом состоит одна из ее основных проблем.
Модернизация перманентный процесс эволюционного развития общества, который осуществляется посредством проведения реформ и инноваций, и направлен на переход к постиндустриальному обществу. В связи с этим недопустимо сведение модернизации к простой индустриализации, перевооружению производства. Бесспорно, диалектическими формами развития модернизации можно считать и промышленный переворот XVIII в., и индустриализацию конца XIX в., и советскую индустриализацию. Однако модернизация это не только простое перевооружение производства, но также и проведение широких институциональных реформ, внедрение современных инновационных технологии на основе новейших достижений науки и техники. Кроме того, если основной целью индустриализации было удовлетворение внутренних потребностей страны, то современная модернизация направлена на выход в мировой рынок путем налаживания массового производства конкурентоспособных высокотехнологичных товаров.
Необоснованными также являются преувеличение роли инновационных технологий, нанотехнологий в модернизации, призывы к немедленному «технологическому прорыву». Нанотехнологии, требующие значительных вложений, во всем мире, а тем более у нас, пока еще не могут стать двигателем экономического роста. Развитые страны вкладывают большие средства в расчете на то, что лишь через 7–10 лет нанотехнологии послужат новым источником развития. С учетом нашего научного и финансового потенциала э то пока непозволительная роскошь для России, тогда как технологический прорыв ускоренный рост станет возможным после прохождения определенной стадии модернизации достижения простого роста.
Для проведения модернизации решающее значение имеет наличие стабильности в стране. По этой причине неверными являются оторванные от реальности программыРоссия XXI века: образ желаемого завтра. М.: Экон-Информ, 2010., предполагающие коренное реформирование власти, ставящие модернизацию экономики в непосредственную зависимость от демократических преобразований. Конечно, значительно легче, быстрее и эффективнее проведение модернизации в условиях зрелой демократии, но одновременно вполне допустима и модернизация без коренных демократических преобразований, поскольку прямой связи между уровнями демократизации и развития страны не существует. По индексу институциональных основ демократии Россия занимает 93 место, уступив Колумбии, Гондурасу и Монголии, но это не означает, что указанные страны находятся на более высоком уровне развитияhttp://worldpolities.org/index.php?option=com_content&task=section&id=7&Itemid=218. Индекс МГИМО..
Например, оккупационный режим не помешал проведению модернизации в послевоенной Японии. Благодаря модернизации Южная Корея преодолела коррупцию, достигшую ужасающих масштабов. Китай также провел модернизацию без демократических преобразований, полностью сохранив авторитарную систему управления.
Более того, именно модернизация ускоряет демократические процессы. Обусловленная ею растущая роль «мелкой и средней буржуазной стихии Китая»По выражению Мао Цзэдуна. принудила компартию разрешить бизнесменам не только стать членами партии, но и входить в ее руководящие органы.
В процессе выработки стратегии модернизации нельзя отождествлять демократические и институциональные реформы. В перечисленных странах модернизации предшествовали инновационные институциональные реформы четкое обозначение института частной собственности, его законодательная и судебная защита, продуманная налоговая система. Ведь не зря в Сингапуре самая развитая судебная система. В Китае «лаувей» иностранец с деньгами желанный гость, его права защищены, созданы льготные условия налогообложения, в случае необходимости он может найти справедливую судебную защиту своих прав. Только создание благоприятных условий ведения бизнеса при помощи реформ сделает возможным модернизацию экономики. Зависимость между реформами и условиями ведения бизнеса отражается в рейтинге стран по версии Всемирного Банка. К примеру, Сингапур в этом рейтинге занимает 1-е место, а Россия лишь 120-е среди 183 странDoing Business 2010. Оценка бизнес регулирования. http://russian.doingbusiness.org/.
Обращаясь к опыту этих азиатских стран, модернизацию в России следует начинать с инновационных институциональных реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата и системы налогообложения, стимулирующих свободную конкуренцию, обеспечивающих справедливую судебную защиту собственности. При этом необходимо учитывать следующие особенности.
Двигателем модернизации является инвестирование с целью получения конкурентного преимущества. Однако на данный момент в России конкурентного преимущества можно добиться путем инвестирования не в передовые технологии, а в административный, судебный ресурс. Характерно, что по уровню коррупции Россия занимает 146 место из 180 странTransparency International. Индекс восприятия коррупции 2009. http://www.transparency.org.ru/CENTER/cpi_09.asp, а по индексу взяткодателей последнее, наихудшее местоTransparency International. Индекс взяткодателей 2008. http://www.transparency.org.ru/CENTER/bpi_08.asp.
Приводя пример Силиконовой долины, часто забывают, что там значительная часть расходов приходится на высокие зарплаты, тогда как с 2010 г. у нас поднимают налоги как раз на зарплату.
Проведение модернизации путем создания отдельных островков инновационных технологии («академгородок XXI века», русская Кремниевая долина и т.д.) несостоятельно. В СССР были и Академгородок под Новосибирском, и Зеленоград, и Черноголовка, и Обнинск под Москвой, но все они не смогли решить проблемы модернизации, и к 1991 г. СССР безнадежно отставал от развитых стран запада.
При выборе путей модернизации, следует исходить из факта догоняющей модели российской экономики. Достаточно сказать, что, в течение почти ста лет Россия лишь пытается догнать США: ВВП России на душу населения в 1913 г. составил 28% от аналогичного показателя США, в 1950, 1973, 1992, 2005 гг., соответственно 30, 36, 22 и 28%, а в 2008 г. 35%Подсчитано по: Maddison A. Monitoring the World Economy: 1820—1992. P.: OECD, 1995; 2005 International Comparison Program. Tables of Final Results. February 2008; World Economic Outlook Database-October 2008. Однако именно отставание позволит России воспользоваться преимуществом догоняющей модернизации, которое в свое время обосновал А. Гершенкрон в теории «преимущества отсталости»Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective. Cambridge; Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press 1962. P. 143.. Он утверждал, что развитым странам для обеспечения дальнейшего развития необходимо постоянно придумывать что-нибудь новое и тратить на это огромные средства. Тем временем отсталые страны могут заимствовать уже развитые технологии и методы хозяйствования и, таким образом, сэкономить на этом.
Если обратиться к мировому опыту, можно заметить, что Китай и Япония начали модернизацию именно с заимствований, с простого копирования и лишь потом (в Японии с 1980-х гг.) приступили к внедрению инновационных технологий. Поэтому н аиболее обоснованным представляется мнение академика РАН В. Полтеровича, что модернизацию в России необходимо начинать не с инноваций, а с заимствований, простого копирования западных технологийСм. Полтерович В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции: доклад на конференции «2020: ориентиры и препятствия модернизации российской экономики». 2008. 10.06.. Это продиктовано как состоянием российской науки, так и инвестиционной привлекательностью и финансовыми возможностями страны.
Например, за последние пять лет научные изыскания россиян составляют 2,6% всех исследований, опубликованных в научных журналах. Конечно, это больше, чем у Бразилии (102 тыс. трудов, 2,1% от общего мирового объема), но меньше, чем у Индии (144 тыс. трудов, 2,9%) и гораздо меньше, чем у Китая (415 тыс. трудов, 8,4%).
Высказывание А. Кудрина о том, что на проведение полномасштабной и быстрой модернизации потребуются ежегодные вложения в основные фонды указывает на чрезмерную финансовую нагрузку для нашей экономики в связи с модернизацией. Это делает неизбежным привлечение иностранных инвестиций, что вряд ли возможно при нынешнем инвестиционном климате в стране. Достаточно вспомнить дело ЮКОСа, Hermitage Capital Management и Firestone Duncan, ТНК- BP, недавние высказывания Руперта Мердока и т.д.
Таким образом, можно выделить следующие составляющие модернизации экономики России на современном этапе.
Обеспечение политической и экономической стабильности.
Институциональные инновационные реформы, направленные на реальную свободу конкуренции перенаправление инвестиций от административного ресурса в экономику. Как следствие этого получим увеличение зарубежных инвестиций и западных технологий в страну.
Переоснащение производства необходимо начать с заимствований и копирования западных технологий с постепенным переходом на разработку и внедрение собственных к «технологическому прорыву».
Вовлечение в процесс модернизации практически всех отраслей и слоев общества на основе их экономической заинтересованности.
Для проведения модернизации и для получения максимальной отдачи от нее необходимо создание и совершенствование разветвленной современной инфраструктуры.